История появления системы организации рабочего пространства 5S. Часть 1
Методика организации рабочего пространства под названием 5S появилась в Японии в послевоенное время, в 50-ых годах прошлого столетия. Это был драматичный период для страны: поражение во второй мировой войне, упадок экономики и острая нехватка ресурсов. Однако, благодаря неповторимой дальневосточной культуре и стремлению максимально быстро вернуться к прежнему уровню жизни, была разработана уникальная идея бережливого производства. Одной из основных компаний, на которой полноценно применяют данную методику, является Toyota. Успех от внедрения подтверждает многолетнее поддержание лидирующих позиций на всемирном рынке автопроизводителей этой компанией. И одним из элементов выдающейся концепции бережливости значится система 5S.
Так в чём же феномен данной теории? Главной целью стала грамотная организация трудовой площади, унификация и тонкий просчёт всех мелочей и функций в системе хранения. На практике ее можно использовать в любом помещении: от кладовки на даче до отдельно взятой полки в верстаке. К плюсам такой системы относится простота и понятность, отсутствие необходимости больших денежных вложений и использование современных технологий.
Терминология произошла от японских заглавных букв пяти действий:
- Сортировка – Seiri (по-японски), Sorting(по-английски).
- Соблюдение порядка - Seiton, Set in Order.
- Содержание в чистоте - Seiso, Sweeping.
- Стандартизация - Seiketsu, Standartizing.
- Совершенствование (дисциплинированнее) - Shitsuke, Sustaining the discipline.
Теперь подробнее разберём каждый этап и посмотрим возможность применения таких систем хранения в домашнем хозяйстве, например, полноценной гардеробной комнаты. Прежде всего, перед началом, должно прийти желание и понимание что-то изменить.
Сортировка
Первый шаг самый трудоёмкий и психологически тяжёлый. Его суть заключается в пересмотре абсолютно всего на предмет «необходимые/ненужные» и избавление от всего лишнего. Рассматривать вещи следует из их функционала и надобности нахождения именно на этом участке. Например, корзине для грязного белья не обязательно быть в детской комнате, а обувную стойку лучше убрать из гостиной. Также необходимо избавляться от имущества «на всякий пожарный», которое никогда и не понадобится, а приводят к беспорядку и увеличивают минуты поиска нужной утвари.
Сохранение порядка
Суть второй стадии в упорядочение и мастерском размещении оставшихся вещей. То содержимое, которое осталось, надо поделить на постоянно используемое (его мы располагаем в предельно удобной доступности) и периодически (можно положить подальше, но в этой же зоне, например, на верхние дальние антресоли или в глубину шкафчиков). Каждый может вспомнить ситуацию, когда он подолгу ходит по квартире в розыске ключей, отвёртки или ещё чего-то. Любой предмет обязан располагаться так, чтобы его можно было легко найти и вернуть на место, промежуток времени, который тратится надо сделать минимальным.
Продолжение читайте тут.